Читки, которые я не пропущу (хотя некоторые из них уже звучали на Любимовке): 20.09 в 18.00. "Титий Безупречный" Максима Курочкина, режиссер Роман Ильин (СПб). 21.09 в 16.00. "Винтовка Мосина" Александра Архипова, режиссер Виктория Звягина. 22.09 в 16.00. "За линией" Ярославы Пулинович, режиссер Алексей Крикливый 23.09 в 17.00. "Зернохранилище" Натальи Ворожбит, режиссер Филипп Лось 24.09 в 16.00. "Кастинг" Германа Грекова, режиссер Игорь Стам 25.09 в 16.00. "Соколы" Валерия Печейкина, режиссер Елена Рейсс 26.09 в 15.00. "Немецкие писатели-трансвеститы" Константина Костенко, режиссер Николай Коляда 26.09 в 17.00. "Экспонаты" Вячеслава Дурненкова, режиссер Алексей Жиряков 27.09 в 15.00. "Жизнь удалась" Павла Пряжко, режиссер Герман Греков 27.09 в 18.00 "Подворотня" Елены Исаевой, режиссер показа Владимир Панков (SounDrama/Театр.doc)
И правда, до смерти надоела эта мантра про "закрытую тусовку Новой драмы". На "Любимовке" каждый год обновляется состав авторов, на Новой драме тоже, и на лаборатории в Ясной Поляне. Новая драма практикует Конкурс конкурсов, куда входят все шорт-листы всех русскоязычных драматургических премий и конкурсов. Эта песня известна откуда - не прошел конкурс в Любимовку, ну и все. Типа, там только для своих...
Вырастает в очень интересного автора, крупного. Сначала была пьеса "Галка-Моталка". Потом "Демоны", потом "Раба хвоста". Вот сейчас прочитал ее новый киносценарий (еще не закончен) - это очень сильно. Я довольно долго бился с ее "Демонами" в Центре Казанцева, и не смог, и отдал в чужие руки. "Раба хвоста" просто не дошла до премьеры, а пьеса поразительная. Абсолютно не женская драматургия (не знаю - комплимент это или нет); мужская рука, тяжелая и талантливая.
Написал в дневнике "Умер Казанцев". И от этой записи стало очень плохо. После телефонного звонка так плохо не было, просто было недоумение - это же не может быть... А когда своей рукой записано... А вверху - "открытие Любимовки". Потом говорили с Максимом Курочкиным, что правильно мы не оставили название пьесы Наташи Ворожбит - "Демоны". Казанцев просил так не называть, говорил мне по телефону - "вот умрет кто-нибудь, и вам будет неприятно". Потом думал, что нельзя фестиваль начинать пьесой "Мои мертвецы"... Но это все глупости, детские игры с мифологией. По сравнению с реальной смертью. Даже не знаю, что писать. Если бы умер кто-то из дальнего круга, я бы нашел слова.
Потом (после кино) мы с Леной Гре, Максимом Курочкиным и Наташей Ворожбит пошли в ресторанчик "Инжир" на Тверской. Наташа вернулась из Шекспировского театра. В финал там вышли три русских автора - Ворожбит, Саша Архипов и братья Дурненковы. Мы с Максимом говорили про реальность. Принято считать, что действительность, данная в ощущении - и есть реальность. А это не так. Я, например, весь вчерашний день прожил без единой секунды реальности. Интересно - что? Как только мы с Максимом произносили слово реальность - сразу же ударяли в бубны, и к нам выбегала крашеная блондинка и исполняла танец живота прямо перед столом (ресторан Инжир!). И так было каждый раз, когда мы произносили эту реплику - реальность.
Человек свободной профессии должен самостоятельно осуществлять гонорарную политику, и никакие профсоюзные конвенции ему не указ. У меня есть определенные денежные суеверия, м.б. они глупые и неправильные... Когда мы делали спектакль "Обломoff" - ни один актер не спросил меня, сколько он будет получать за репетиции, спектакли и пр. Никто и не получал ни копейки. Пьесу я отдал бесплатно, от режиссерского гонорара отказался из принципа. Чем смертельно напугал Казанцева. Мне казалось - вот будет удача, тогда и стребую денег. Удача пришла, но тогда наступило суеверие. Опять денег не взял. Казанцев силком выплатил мне новогоднюю премию в 500 долларов (это и из пьесу, и за режиссуру). Володя Скворцов очень часто отказывается от денег (На Любимовке, На Новой драме, в Театре.doc), говорит что это его гуманитарный вклад. Володя Панков с командой выпускал "Доктора" - без единой копейки. Интересная деталь - в Москве найти актеров на читку пьесы (на Любимовку, например) за бесплатно - нет проблем. Им интересно. А в Питере - ни хрена, не прокатишь! Бабки давай! Им не интересно. Может, это эффект провинции? (Про Белоруссию тоже). Есть такой хороший тезис - работа порождает работу. Бесплатная - платную, и наоборот. Я не за то, чтобы бесплатно всем работать, без конца волонтерствовать... Я уже писал как-то - чем выше сумму гонорара мне называют, тем мрачнее делается мое лицо. И это правда, тут понты не кидаются. Просто как профессионал прикидываешь - сколько труда стоит за цифрой. Можно мастер-класс провести за 500 евро, а можно бесплатно (как недавно в Харькове), потому что - интересно. Не судите строго, все это я пишу про то, что главный вопрос современности: интересно - не интересно.