Михаил Угаров (m_u) wrote,
Михаил Угаров
m_u

Categories:

Лаборатория в Ясной Поляне


Фото Алексея Жирякова, 2007 год
Я подумал, что эта информация может быть интересна многим.

Наша лаборатория уже 4-я по счету. Называется она – Партнерская лаборатория драматургии и режиссуры. Одна из постоянных ее задач – отработка партнерских связей между создателями спектакля - автором и режиссером.
Лаборатория инициировала написание пьес: "Ксения Петербуржская" Вадима Леванов, "Трусы" Павла Пряжко, "Экспонаты" Вячеслава Дурненкова, "Хлам" Михаила Дурненкова, "Винтовка Мосина" Александра Архипова, "Кастинг" Германа Грекова, "Снега нет" Александра Молчанова и другие.

В этот раз - семь драматургов и семь молодых режиссеров.

Партнерские отношения - никто из нас не главный; просто один высказывает мысль, а другой подхватывает и развивает. Здесь очень важен психологический момент «разоружения» - я не больше всех понимаю в театре; как ставить спектакли; как писать пьесы… Мне интереснее слушать другого, потому что, все, что скажу я, - я уже знаю.
Введите содержимое В первый день автор произносит Яснополянскую речь.

В свободной форме рассказывает о том, что его волнует в жизни и в искусстве, о чем он «не может молчать» (выражение Л. Толстого). Кратко рассказывает три сюжета, над которыми он хотел бы работать.

Точно такую же речь произносят режиссеры, цель которой – понять кто он есть, чего хочет, к чему стремится, какой спектакль хотел бы поставить / увидеть.

На основании этих речей будет происходить выбор друг друга - режиссер выбирает наиболее близкого ему по духу автора. Автор (на основании речей режиссеров) тоже выбирает себе партнера.

(NB! Речи должны быть абсолютно рабочие, и лишены элементов саморекламы и презентации.)

Смысл лаборатории – партнерские, паритетные отношения между автором и режиссером. Поэтому необходимо быть открытым, уметь слушать, на время забыть собственные амбиции, уметь работать над замыслом в тандеме.

К концу первого дня становятся ясны работающие пары. В последующие дни график работы совершенно свободный. В конце дня пара рассказывает – как идет дело.

Конечный продукт – т.н. «макет замысла», который будет представлен на закрытии лаборатории на ж/д станции «Козлова Засека».

В дальнейшем Лаборатория продюсирует замысел автора и режиссера, находит площадку, театр, возможности финансирования.

От участников лаборатории требуется – контактность, открытость, интерес к чужому мнению, отсутствие категоричности.

В итоге лаборатории: у каждого из вас появится 7 режиссеров-друзей, с которыми можно будет работать вместе, которым всегда можно послать свою новую пьесу, позвонить, посоветоваться, и пр. У каждого из режиссеров появится по 7 авторов, с которым они могут работать.

Теперь – о внутренних, локальных задачах лаборатории, и ее постоянной тематике.

В Никольском уже три года подряд обсуждается проблема финала. Это одна из основных проблем драматургии. Поясню концепцию. Есть два вида историй. Первый – это история катастрофы, назовем это вид - «Титаник». Второй вид – история спасения (т.е. – катастрофа + спасение). Назовем ее «Робинзон Крузо».

История катастрофы хорошо описана в современной драматургии. Нас же интересует второй тип - катастрофа – выживание – спасение.

«Спасение» как элемент реалистической конструкции, который нельзя понимать как хеппи-энд. Если отнестись к сюжетостроению честно, то выход на «спасение» очень труден для автора. Т.к. человеческая жизнь (как сюжет) всегда кончается плохо (смерть). А «хороший конец» есть лишь этическое пожелание автора, не имеющее отношение к эстетике. Знаю, что за 6 дней мы с вами эту проблему не решим, но зато – озадачимся...

Еще одна постоянная тема лаборатории в Никольском.

Две великие фигуры в искусстве – Толстой и Чехов. Оба писали пьесы. Чехов – изящные («Пьесы без слов» - как говорит Л.С.Петрушевская), а другой – несценичные, с тоннами слов. Почему российский театр (и мировой) двинулся по пути Чехова, а не по линии Толстого. Только ли потому, что на пути Чехова был МХТ, а у Толстого нет? Толстой признан «несценичным».

Интересно было бы поговорить о наследии Толстого в реалиях современного театра и драмы. «Несценичность» Толстого можно рассмотреть как драматургический прием, довольно близкий Новой драме.

Публицистика Толстого. Его статьи «Рабство нашего времени», «Не могу молчать» и др. и сейчас могут быть признаны «экстремистской литературной», автором вполне может заняться ФСБ. А РПЦ до сих пор на ножах с Толстым, определение Святого Синода 1901 г. (отлучение от церкви) до сих пор не отменено.

И вот интересный вопрос - если бы Толстой жил в наше время, какую бы пьесу он написал? Есть ли у вас варианты (исходя из вашего понимания Толстого). Просто так, для реконструкции.

Финал лаборатории.

Это будет происходить в последний день (воскресенье), на ж/д станции «Козлова Засека», в билетном зале вокзала. На финал мы приглашаем публику. Обычно приезжает довольно много людей их Москвы, по субботам-воскресениям с Курского вокзала ходит поезд-экспресс «Ясная Поляна» до Козловой Засеки.

Там наши 7 пар (автор – режиссер) произносят 7 речей. Рассказывают свой замысел. Жанр этого мероприятия – старинный «обед в честь...». Обеда на вокзале, конечно, не будет, а будет яблочный фуршет: яблочный сок и яблоки. Все это выступление будет называться «Возможности. Семь эпизодов». Организует и режиссирует это праправнучка Л.Н.Т. - Фекла Толстая.

Заканчиваем день нашим внутренним пикником в яблоневом саду, возле кучерской и житни.

Никольское-Вяземское. Это наша резиденция. Никольское - это и есть родовое имение графов Толстых, имение Ясная Поляна было получено Толстыми позже, через женитьбу (Волконские). В романе «Война и мир» Никольское описано как Лысые Горы, где живет старый князь Болконский, княжна Марья. Здесь же – дуб Андрея Болконского, он сохранился, жив-здоров. В Ясной Поляне мы тоже окажемся, там рекомендую сходить в дом-музей Л. Толстого.

Никольское находится на границе Тульской и Орловской областей. Места насквозь литературные. Рядом Спасское-Лутовиново, имение Тургенева. Рядом город Мценск, где жила лесковская Леди Макбет. По дороге в Никольское мы будем проезжать через тургеневский Бежин Луг.

 

В Никольском почти отсутствует мобильный сигнал, т.к. это полня глушь. Билайн ловит, а МТС здесь не работает.

Необходим хороший фонарик, т.к. по вечерам в усадебном парке черная тьма. Вы должны иметь хорошую обувь и средство от комаров, т.к. это природа.

В Никольском есть хорошая купальня, речка Чернь.

 врезки
Subscribe

  • (no subject)

    В театрах идут войны. Самое интересное, что говнюков в этих войнах нет, все по-своему правы. (Хотя я сам своими глазами видел такое актерское…

  • Специально для Красной площади

  • (no subject)

    "Нужно поступать так, как будто свобода существует на самом деле". Интервью с Павленским на Свободе - http://www.svoboda.org/…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • (no subject)

    В театрах идут войны. Самое интересное, что говнюков в этих войнах нет, все по-своему правы. (Хотя я сам своими глазами видел такое актерское…

  • Специально для Красной площади

  • (no subject)

    "Нужно поступать так, как будто свобода существует на самом деле". Интервью с Павленским на Свободе - http://www.svoboda.org/…